Навигация+

Фото Эрмитажа

Транссибирская железная дорога в акварельной панораме П.Я

И.К. Макаров. Портрет Пясецкого П.Я. 1897 г. Инв. N ЭРЖ-2813. Фото: Государственный ЭрмитажУникальное полотно длиной почти 900 метров - под стать величию Транссиба

И.К. Макаров. Портрет Пясецкого П.Я. 1897 г. Инв. N ЭРЖ-2813. Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея. Для "дорожной" темы ведущий рубрики "Реликвии Родины" Виктор Файбисович предложил статью ведущего научного сотрудника Отдела истории русской культуры Эрмитажа Галины Александровны Принцевой.

Уникальное полотно длиной почти 900 метров - под стать величию Транссиба

17 марта 1891 г. был объявлен Высочайший рескрипт Александра III о строительстве Сибирской дороги с двух концов - от Урала на западе и Владивостока на востоке. 10 декабря 1892 г. был создан Комитет Сибирской железной дороги во главе с наследником цесаревичем Николаем Александровичем. Он сохранил эту должность и став императором, руководя стройкой до ее завершения.

Именно Комитету мы обязаны созданием шедевра, хранящегося в фондах Эрмитажа. Уже на первоначальном этапе строительства было решено помимо технической и фотографической документации запечатлеть художественную панораму возведения магистрали. С этим предложением Комитет обратился к художнику-путешественнику Павлу Яковлевичу Пясецкому, известному чиновникам и Двору своими акварельными панорамами. Выбор оказался снайперски точным.

Фото: Государственный ЭрмитажВрач, художник, этнограф

Павел Яковлевич был разносторонне одаренным человеком. Врач по образованию, он окончил также живописный класс Императорской Академии художеств. Служа с 1872 г. в Петербургском Военно-медицинском управлении, много путешествовал в составе экспедиций как врач, а как художник - зарисовывал маршруты поездок, ландшафты, города, жанровые сцены, пейзажи.

ранее по теме

Пясецкий собирал в путешествиях и этнографические коллекции, талантливо писал о своих поездках, читал публичные лекции, устраивал выставки. Но главное - из каждой поездки привозил большие серии акварелей. Тогда же он выработал свою фирменную технику. Наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, художник создавал непрерывную панораму путешествия. Так появились его знаменитые рулоны. Вот лишь некоторые из них:

1877-78 гг. - путешествие по Китаю; в те же годы Пясецкий зарисовал путь санитарного отряда по Болгарии во время русско-турецкой войны.

1891-92 гг. - панорама Закаспийской железной дороги, которая с большим успехом была публично продемонстрирована в Петербурге.

1895 г. - панорама Персии, исполненная во время путешествия дипломатической миссии в Тегеран...

Поражает огромная трудоспособность художника. Порой она кажется невероятной, учитывая длину полотен. Но даже на этом фоне Транссибирская панорама потрясает.

П.Я. Пясецкий На пути к Томску. Фрагмент. 1896 г. Бумага, наклеенная на холст, акварель. Инв. № ЭРР-8561. Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: Государственный Эрмитаж Фото: ГЭ


Похожие публикации