Навигация+

Государственный Эрмитаж Спб

Царскосельская карусель

Государственный Эрмитаж, Спб
Казалось бы, на картине изображено средневековье - рыцари в латах, пажи, дамы в старинных платьях. Но вглядитесь в лица... они вам наверняка знакомы. И да, это 1842 год, празднование серебряной свадьбы царской семьи.
Царица любила устраивать маскарады, а царь не смущался выступить в неожиданном виде.

Да-да, это Николай I с женой Александрой Федоровной, детьми и зятем.

23 мая 1842 года - 25-летие со дня бракосочетания Государя Императора Николая I. В 7 часов вечера с площадки Арсенала выступил рыцарский кортеж, состоявший из 16 дам и 16 кавалеров. В рыцарской кавалькаде участвовала почти вся семья Государя Императора. В сопровождении герольдов и музыкантов лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка живописная группа (участники представления были одеты в подлинные средневековые доспехи из личной коллекции императора) прошла по парку и остановилась у Александровского дворца.
Здесь была исполнена карусель - вид конного состязания, пришедшего на смену рыцарским турнирам. Рыцари двигались по кругу и на всем скаку выполняли ряд упражнений (именно этот момент изобразил на своей картине “Царскосельская карусель” известный французский живописец Орас Верне). Подобные карусели проходят не только в Царском селе, но и в Санкт-Петербурге, и Москве. Карусели вошли в России в бытование еще при императрице Елизавете Петровне. При Николае I их устраивают едва ли не каждый месяц в гвардии, но не столь сложные и в обычной одежде.

Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой. 1744-1755. (Художник - Преннер)

Вигилиус Эриксен, портрет графа Орлова. Граф Орлов участвовал в карусели в составе римской кадрили.

Широко известные сведения о карусели 1842 года дополняются интересными подробностями и колоритными описаниями из дневников членов семьи Николая I и близких к ней лиц. Записи дневников раскрывают иную сторону этого события, отличную от того, что мы привыкли видеть на парадной картине О. Верне или читать в официальных камер-фурьерских журналах. Репетиции карусели начались еще в Петербурге в начале апреля и затем проводились регулярно, участники учились выполнять необходимые конные упражнения и при этом правильно держаться в седле. Все это, по свидетельству Ф.П. Литке, стоило немалых усилий, особенно для участников в возрасте. Даже государь, славившийся своей выносливостью на парадах, после одной из репетиций сказал: «Нет, такие проделки нашим старым костям не под силу, десять часов на маневрах меньше меня утомляют». Трудность усугублялась тем, что мужчины должны были надеть для участия в процессии настоящие средневековые латы, взятые из Царскосельского арсенала.


Похожие публикации