Эрмитаж Режим Работы
Павильон Эрмитаж
В царствование Елизаветы Петровны, Дикая роща за Рыбным каналом была превращена в Эрмитажную рощу с регулярной лучевой планировкой и «хижиной отшельника» - павильоном Эрмитаж - в центре. Скрытый в зелени павильон с обрамлявшим его Эрмитажным каналом построили в 1744-1746 гг. по проекту архитектора М.Г. Земцова вчерне.
Завершил оформление и придал павильону законченный облик в 1749-1754 г.г. архитектор Ф.-Б. Растрелли.
Вот как в 1743 году Елизавета сформулировала «техническое задание» на строительство нового павильона: «Против средних палат на средине перспективы в конце сада за городьбой построить каменный дом, называемый армитаж и углам оного флигеля в два апартамента… а внутри этого дома сделать подъемный стул вместо входа вверх також и стол подъемный».
Изысканная архитектура Эрмитажа, купол которого изначально венчала скульптурная группа «Похищение Прозерпины», снаружи богато украшенного позолоченной скульптурой, а внутри - живописью, была характерна для увеселительных затей в садах барокко.
Декоративное оформление Эрмитажа близко по своему характеру к убранству Большого зала Екатерининского дворца.
Ярко окрашенный фасад с белыми колоннами (64 колонны по окружности здания) украшен лепными украшениями в виде гирлянд, масок, раковин.
Кровлю здания украшала каменная балюстрада с деревянными резными золочеными фигурами, которые стояли так же и на перилах, отделяющих площадку Эрмитажа, отделанную черными и белыми мраморными плитами, от канала. Все статуи были утрачены во время войны.
Второй этаж Эрмитажа занимает большой «столовый» зал с четырьмя галереями по углам, ведущими в небольшие кабинеты. Нижний этаж отводился для служебных помещений и механизмов.
Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его историческая планировка дошла до нашего времени почти без изменений.
Чудеса ожидали посетителя и в интерьерах павильона, где подъемные столы со специальными сервировочными механизмами позволяли невидимо делать из столовой танцевальный зал и обходиться без прислуги наверху. Вместо обычных лестниц, для подъёма в главный зал, были устроены подъемные канапе (диванчики) – предтечи современных лифтов.