Выставка Эрте в Эрмитаже

В Эрмитаже представлена экспозиция из 136 произведений Эрте, принадлежащих близкому другу художника – Майку Эсторику. Это акварели и гуаши, рисунки пером, несколько примеров печатной графики и даже две скульптуры.
В коллекции – все периоды творческой деятельности Эрте, включая работы, созданные для модных домов Парижа, американских и французских модных журналов, обложки для «Harper's Bazaar», рисунки для театральных постановок: декорации и костюмы для опер, мюзик-холлов, бродвейских шоу.
Эрте шил костюмы для Маты Хари
Когда Эрте (настоящее имя Роман Петрович Тыртов) было 20 лет, он начал помогать кутюрье Полю Пуаре, игравшему весомую роль в становлении парижской моды начала ХХ века. Тыртов объединяет первые буквы своего сложного русского имени и фамилии — так появляется артистическое Эртé.
Молодой художник участвовал в первой постановке Пуаре «Минарет» (по пьесе Жана Ришпена). Стилистику его декораций и костюмов высоко оценили современники, а среди актрис, занятых в спектакле, была знаменитая танцовщица Мата Хари.
Эрте придумал стиль унисекс
В 1915 году Эрте впервые создает обложку для Harper's Bazaar. Это сотрудничество продлится 20 лет. Художник также писал заметки о моде, вел светскую хронику, размещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна.
Помимо этого, Эрте работал для Vogue, Cosmopolitan, Ladie's Home Journal, The Sketch и других глянцевых изданий. Кроме того, художник работал с крупнейшими нью-йоркскими торговыми фирмами «Генри Бендель» и «Б. Альтман и Компания». В течение трех лет он создавал по две коллекции ежегодно.
Постепенно Эрте отходит от стилистики Пуаре, в том числе придумывает асимметричное декольте. Созданные им мужские и женские костюмы спортивного покроя стали прототипами стиля унисекс. Также Эрте первым начал применять в мужских костюмах ткани (например, бархат), которые раньше использовались только для женской одежды.