Навигация+

Где Находится Государственный Эрмитаж

Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну

На базе Государственного

Рогир ван дер Вейден (ок.1400-1464) – один из выдающихся художников XV столетия ‒ золотого века нидерландской живописи, ученик знаменитого мастера северного возрождения – Робера Кампена, работал в Брюсселе. В нидерландскую живопись он внес тему раскрытия человеческих переживаний, оказав значительное воздействие на своих современников и последователей.

В настоящее время в мире известны четыре варианта картины «Святой Лука, рисующий Мадонну». Один из них находится в Государственном Эрмитаже, три других - в Музее Изящных искусств (Бостон, США), в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия), в Музее Гронинге (Брюгге, Бельгия). Картина поступила в Эрмитаж необычным образом. Она была разделена на две части. Правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери Павла I, Анне Павловне. Левая – с изображением Мадонны с Младенцем была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера, она происходила из собрания королевы Испании Изабеллы II, жившей в изгнании во Франции.

За время нахождения в Эрмитаже картина прошла несколько реставраций – в 1854 году часть со святым Лукой была паркетирована (усиление основы картины с задней стороны, препятствующее ее деформированию) Федором Табунцовым. Затем, в 1867 году, эта половина была переведена с дерева на холст эрмитажным реставратором Александром Сидоровым. В 1884 году он же после приобретения второй половины картины перевел ее с дерева на холст и соединил в единое целое с первой частью.

После соединения двух половин картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» приобрела почти первозданный вид. Почти – потому что она оказалась лишенной верхней части композиции, а также на ней были сделаны две реставрационные приставки – вверху половины со святым Лукой и внизу половины с Мадонной. Несохранившуюся часть верха картины сейчас можно представить, сравнивая произведения с тремя другими известными вариантами.

Композиция картины Рогира ван дер Вейдена восходит к несохранившемуся произведению Робера Кампена «Святой Лука, рисующий Мадонну». Одновременно видна перекличка с картиной старшего современника Рогира – Яна ван Эйка – «Мадонной канцлера Ролена» (1435), находящейся в Лувре.


Похожие публикации