Выставка Сюрреалистов в Эрмитаже
В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Дада и сюрреализм», представляющая коллекцию Музея Израиля, которая формировалась в течение последних 50 лет в основном из подарков друзей институции. Это не первый совместный проект Израиля и Эрмитажа: прошлым летом в Главном штабе показали выставку про архитектуру Баухауса в Тель-Авиве «Белый город». Обе экспозиции демонстрируют наследие, оказавшееся в разное время вывезенным в Израиль, за пределы охваченной войной Европы. «Дада и сюрреализм» — кочующая выставка, в Петербург она приехала из Будапешта.
Экспозицию открывают «хиты» Марселя Дюшана: «Свежая вдова», «Велосипедное колесо», «Фонтан», «В пользу сломанной руки», «Сушилка для бутылок», «Три стандартные остановки» — все реплики 1964 года. В окружении этих предметов оказываешься будто бы в первой главе учебника по истории искусств. Им даже не откажешь в наличии ауры, созданной, правда, не материалом, фактурой и не прикосновением автора, а неким информационным полем, этими самыми учебниками, словами искусствоведов, преподавателей и собственными робкими институтскими интерпретациями. Более интимно выглядят другие вещи того же художника — к примеру, ассамбляж «Предварительные эскизы и инструменты к стереоскопическому камину», который состоит, среди прочего, из пары 3D-очков с красно-синими пластиковыми стеклышками. Ровно такие нужны, чтобы смотреть шоу Kraftwerk или «Прощай, речь» Годара.
Выставка занимает пять залов, нарратив выстроен хронологически. Все начинается с кубистического полотна «Бал в Цюрихе» Марселя Янко, трехмерного коллажа «Индейская трепанация» Кристиана Шада (он напоминал бы материальный подбор Татлина, если бы не дико яркие цвета) и «Мерных лент» Франсиса Пикабиа — плоскостного коллажа, который с помощью отрезков измерительного прибора словно бы стремится выйти за пределы двухмерности. Продолжают рассказ эксперименты ранних сюрреалистов с техниками: протограффити Виктора Браунера, где художник использует естественные красители на основе кофе и грецкого ореха, а полученный рисунок покрывает воском. Листы с экспериментами в автоматическом письме Андре Масона и игроков в «Изысканный труп». Работы в декалькомании — технике сухой печати, придуманной Оскаром Домингесом. Несколько вещей Макса Эрнста в изобретенной им технике граттажа, объединяющей приемы живописи и графики и отсылающей к экспрессионизму.